Для Вас, педагоги!

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

10 фильмов.Профилактика Суицидального поведения.

Вольга


На ivi вышел один из крутейших отечественных фильмов последних лет — «Ученик». Он был великолепно встречен на мировых фестивалях и получил в Каннах приз Франсуа Шале. Эта награда присуждается картинам, которые «наилучшим образом передают действительность нашего мира». Фильм чертовски правдоподобно показывает характер колючего и принципиального подростка.


По этому поводу мы сделали подборку картин о трудных детях. Картин, в основном, жестких и непростых.


Ученик


Трейлер


Вениамин считает, что знает о морали все. Абсолютно. А мир погряз в похоти, лжи, зле и лицемерии. Вооружившись текстом Библии, он объявляет войну грязи в человеке. Но где та граница между моралью и нетерпимостью, свободой и вседозволенностью, проповедью и терроризмом, религией и манипуляцией?


Девственницы-самоубийцы


Трейлер

У фильма удивительно дурацкое название. Много людей прошло мимо него из-за заголовка, думая, что внутри трэш. Но это великолепная драма о пяти девочках подростках, которых воспитывают в строгости, вере и одиночестве. Старшая покончила жизнь самоубийством, и это породило вокруг них еще больше отрешения, искусственно создаваемого родителями, которые таким образом проявляли заботу. Одну из дочерей играет неподражаемая Кирстен Данст, а саундтрек у фильма тягучий и ворошащий душу.


Лиля навсегда


Трейлер

Этот грустный, жесткий и реалистичный фильм был снят по мотивам истории Дангуле Расалайте — шестнадцатилетней литовской девушки, которая против своей воли попала в сексуальное рабство в Швеции и, не выдержав, покончила с собой, спрыгнув с моста. Лиля живет в крошечном бедном российском городке и ждет от мамы и её нового любовника, которые уехали в США, приглашение. Не дожидается и понимает, что её бросили. Влюбляется во взрослого парня, и он уговаривает Лилю поехать вместе с ним в Швецию.


Мальчик А


Джеку 24, но он только-только познает мир. Нет, он здоров физически и психически. Просто последние 14 лет своей жизни он провел в тюрьме — сидел за жестокое убийство. Сейчас у него шанс начать все сначала, работа, девушка. Но сможет ли он, не потянет ли прошлое назад?


Ночные сады


Это история о похищенных детях, о том, что случается с ними, когда они наконец оказываются на свободе. В центре сюжета восьмилетние девочка и мальчик, похищенные из дома и уверовавшие в то, что они больше не нужны своим родителям. Потом девять лет ада и обретение свободы. Теперь им семнадцать, но у них в жизни нет ничего кроме друг друга.


Ненависть


Трейлер

Середина девяностых, Париж, полицейский произвол в отношении арабского подростка спровоцировал беспорядки. Трое парней находят револьвер. Они: еврей, араб и чернокожий боксер, и они хотят мстить. Ненависть порождает ненависть.


Загадочная кожа


Трейлер

Когда Брайану было восемь лет, он очнулся в погребе возле своего дома в Канзасе, у него шла кровь из носа, и он понятия не имел, как там оказался. После этого его жизнь стала другой — он боится темноты, мочится в постель, и ему снятся страшные сны. Когда Нилу было восемь, у него были любовные отношения с тренером. Сейчас им обоим по восемнадцать, они познакомились и начали осознавать, что произошедшее с ними все детстве — не то чем казалось им все это время. В наличии наркотики, гомосекусальная проституция, жестокость, насилие и юный Джозеф Гордон-Левитт.


Дневник баскетболиста


Трейлер

Культовый нью-йоркский писатель Джим Кэррол написал автобиографический роман о подростке, который учится в католическом колледже, пишет стихи, увлекается баскетболом и плавно скатывается на дно жизни, превращаясь в наркомана, готового убивать ради дозы героина. Фильм по нему получился жестоким и шокирующим. Леонардо ДиКаприо в нем юн, но уже подает надежды на «Оскар».


Нация прозака


Прозак — антидепрессант, который делает человека счастливым. Главная героиня учится в Гарварде, пишет лучшие музыкальные обзоры, публикуется в журнале «Rolling Stone», временами грустит, а иногда устраивает вечеринки, пьет шампанское и срывается на окружающих. Она обязательно станет знаменитой, надо только получить новый рецепт на счастье в таблетках.


Одуванчик


Это фильм-отчаяние. Отчаяние отца, который борется за место в администрации провинциального городка. Отчаяние матери, жизнь которой разваливается. Отчаяние Мэйсона, попавшего в колонию за то, чего он не совершал.

Путь к успеху



ТАКИЕ РАЗНЫЕ ТЕМПЕРАМЕНТЫ

Холерик имеет сильный неуравновешенный подвижный тип нервной системы. Необузданный, несдержанный, нетерпеливый, вспыльчивый. Проявляет наступательность и агрессивность. Легко может выйти из себя, активно проявляет неудовольствие, из-за чего часто попадает в проблемные ситуации. Ему труднее сдерживать проявление своих чувств и непроизвольных реакций. Легко испытывает волнение и беспокойство. Ориентирован на внешнее, переживания и действия в большей степени определяются впечатлениями извне, чем представлениями о прошлом и будущем или внутренними образами. Так же, как у сангвиника, пониженная чувствительность; слабые звуки и световые раздражители не воспринимает. Испытывает затруднения в переключении внимания. Характерен быстрый психический темп. Не удовлетворен своими способностями разрешать трудности. Энергично принимается за новое дело. Быстро завязывает и, при желании, поддерживает многочисленные знакомства. (Каждый тип темперамента, несмотря на свою ситуативную изменчивость, задан от природы и представляет сложную систему, функционирующую по своим внутренним законам, отличным от характерных другим типам. Поэтому нельзя перестроить темперамент и навязывать со стороны нечто чуждое данному типу, а возможно только подстроиться, используя внутренние резервы этого типа темперамента.) Холерика сложнее дисциплинировать. Активному, самоуверенному, властному холерику и самому не сладко от себя, не говоря уже о тех, кто с ним общается. Уживаться с ним может разве что флегматик. Холерик сам себе создает проблемы, всем навязывает свое мнение. Везде стремится отстоять свои права, хотя мало кто осмеливается оспаривать их. Легко раздражается, повышает голос, срывается. Поступки нередко бывают опрометчивы. Некритически и самоуверенно оценивает ситуацию. Излишне упорно настаивает на своем, что ведет к спорам и конфликтам. Холерика обычно признают, но редко любят. В общении с ним необходимо соблюдать некоторую предосторожность. Холерику нецелесообразно перечить, когда он возбужден. Возражение только усилит его возбуждение и повысит невосприимчивость к разумным доводам. В такие моменты лучше не оспаривать его мнение, а подождать, пока его волнение уляжется и он успокоится. Дополнительно о холерике можно сказать следующее: они чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы. У них все психические процессы протекают, в сравнении с другими темпераментами, относительно быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, и торопливая речь, и резкие жесты, и несдержанные движения. Чувства у него сильные, бурные, быстро возникают. А настроение часто меняется резко. Неуравновешенность его ярко проявляется и в деятельности: он страстно берется за дело, работает с большим подъемом, преодолевая всевозможные трудности. Но холерик может быстро истощиться энергетически в процессе работы и тогда может наступает резкий спад деятельности. В общении не имеет возможности объективно оценивать поступки людей из-за занятости "самовыражением", и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным его пребывание в коллективе. В психологической характеристике рекомендации легко читаются между строк, если они даже не вынесены отдельно. Но все же некоторые рекомендации следует подчеркнуть:

С холериком -

• уважать его, убеждать, иногда можно иронизировать над ним,

• поддерживать его организаторские способности, находить возможности "выпустить пар" (полезно тратить их мощную энергию),

• действовать с ним спокойно, держать в "рамках" и требовать выполнения обязанностей,

• в моменты возбуждения сглаживать его конфликтность и проблему решать после успокоения,

• развивать социальный интеллект и стремление позитивно сотрудничать с окружающими.



Как общаться холерику

Научите ребенка налаживать отношения в коллективе, в садике и школе вас рядом с ребенком не будет. Стимулируйте ребенка анализировать поведение и причины конфликтов, обсуждайте ситуации из книг и фильмов, объясняйте варианты правильного поведения.


Научите ребенка самоконтролю с помощью дыхательной гимнастики. Хороший способ выхода накопившихся эмоций - поколотить спортивную грушу, подушку. Объясните, что это лучше, чем срываться на людях.


Стремление быть первым используйте в мирных целях. В играх дайте ребенку роль учителя, так играя на самолюбии лидера, вы приучите его быть терпеливым и внимательным. Постоянно подчеркивайте, что он взрослый человек и уже умеет контролировать свои эмоции.


Такой ребенок полюбит читать книги о героических приключениях, покажите ему - восхищение выдержкой и терпением его любимых героев. Подбирайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения находить общий язык с окружающими.


Никогда не стыдите ребенка при всех и никого не ставьте в пример. Это вызовет злость в холерике.


Помните, что люди холерики сами очень хотят держать себя в руках, так что вы как родители должны помочь своему ребенку.

















Сангвиник имеет сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы. У него повышенная реактивность: по незначительному поводу громко хохочет, несущественный факт может сильно рассердить. Однако хорошо контролирует выражение своих чувств и действий. Живо и с большим вниманием откликается на все, что его привлекает. Быстро концентрирует внимание. Ориентирован на внешние обстоятельства, от которых зависят его чувства и переживания. Трезво оценивает внешнюю действительность. Легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. Даже его чувства, настроение, интересы и стремления из-за высокой пластичности очень изменчивы. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. Относительно быстрый темп речи, быстрота ума и находчивость. Легко переключается с одной работы на другую. Быстро усваивает и перестраивает навыки. Очень энергичный и работоспособный. В школе часто "тянет руку" на уроке. Может долго работать, не утомляясь. Энергично берется за новое дело. Умеет приспосабливаться к трудностям и испытывать удовольствие от жизни. Достигает желаемого. В отличие от меланхолика, его чувствительность "грубовата", и некоторые вещи сангвиник попросту не замечает (например, слабые звуки, слабый свет, скрытые чувства). Поэтому, видимо, он спокоен и даже беззаботен. На людей производит приятное впечатление. Имеет достаточно много прочных контактов с разными людьми. Сангвиники нередко становятся лидерами. Потому что сангвиник - социально наиболее адаптивный тип.(Каждый тип темперамента, несмотря на свою ситуативную изменчивость, задан от природы и представляет сложную систему, функционирующую по своим внутренним законам, отличным от характерных другим типам. Поэтому нельзя перестроить темперамент и навязывать со стороны нечто чуждое данному типу, а возможно только подстроиться, используя внутренние резервы этого типа темперамента.) С сангвиником легко общаться. Не требуется никакой особой тактики поведения. Его легко и дисциплинировать. Но, учитывая его довольно беспечный образ жизни, надо стараться загружать его различными делами, конечно, не забывая при этом соблюдать меру. Иначе он просто постарается ускользнуть из-под вашего внимания туда, где ему приятнее и спокойнее. Его непостоянство и поверхностность создают проблемы как другим, так и ему самому. Дополнительно о сангвинике можно сказать следующее: он не любит однообразной работы, легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Но сангвиник характеризуется некоторой двойственностью. Если ситуация быстро меняется, постоянно поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника возникает состояние возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то активность спадает, и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все они неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или замениться противоположными. Как правило, преобладает хорошее настроение.  В психологической характеристике рекомендации легко читаются между строк, если они даже не вынесены отдельно. Но все же некоторые рекомендации следует подчеркнуть:

С сангвиником –

• организовывать и дисциплинировать его, поощрять его трудолюбие, следить за его нагрузкой,

• воспитывать упорство в достижении поставленной цели, поддерживать его увлечения,

• контролировать его лидерские и организаторские способности и наклонности,

• развивать его деловые качества,

• поддерживая артистизм, пресекать кривляние.




Интересы и занятия.

Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий. Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.


Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.


Общение с сангвиником.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.













Флегматик имеет сильный уравновешенный инертный тип нервной системы. Мало эмоционален. Его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе смеются по какому-либо поводу, он невозмутим. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Медленный, в сравнении с другими типами темперамента, темп движения и речи. Внимание сосредотачивает как бы не сразу и с трудом переключает его. Сложно, со своей скоростью, которая может "социально" не устроить других, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Не поддается эмоциям. Не доверяет внезапным побуждениям. Планирует свои действия. Серьезно относится к принятию решений. Любит во всем порядок. Несмотря на кажущуюся медлительность и невыразительные движения, работоспособен, энергичен, отличается терпеливостью и выдержанностью, самообладанием, хотя его не назовешь находчивым (опять же из-за скорости, а не интеллекта). Ровный, внушающий доверие. Как правило, доброжелательный, рассудительный, осмотрительный и благоразумный человек. Предпочитает поддерживать контакты с узким кругом хорошо знакомых людей. (Каждый тип темперамента, несмотря на свою ситуативную изменчивость, задан от природы и представляет сложную систему, функционирующую по своим внутренним законам, отличным от характерных другим типам. Поэтому нельзя перестроить темперамент и навязывать со стороны нечто чуждое данному типу, а возможно только подстроиться, используя внутренние резервы этого типа темперамента.) Флегматиком можно управлять. Он не испытывает "великих страстей" и не имеет больших притязаний, нередко его вполне устраивает посредственность. Требуется много времени, чтобы расшевелить его (он усваивает со своей скоростью), зато и работу свою он делает основательно и хорошо, как никакой другой темперамент. Флегматик вносит во взаимоотношения стабильность и покой. Хотя его кажущаяся медлительность более темпераментного человека порой может и раздражать, но чего не сделаешь ради желанного покоя! Он иначе не может, у него только такой темп жизни. И приходится приспосабливаться к его темпу, на что нужно запастись немалым терпением. Флегматику надо оставить время, чтобы он мог все усвоить и переварить. Дополнительно о флегматике можно сказать следующее: в деятельности он проявляет основательность, продуманность, упорство. Как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у него протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо. Причина в уравновешенности и слабой подвижности нервных процессов. В отношениях с людьми всегда ровен, в меру общителен, и настроение у него устойчивое. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У него легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у него следует развивать несколько большую подвижность, активность, чтобы проще вписываться в социальное окружение. Иногда у флегматика может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. В психологической характеристике рекомендации легко читаются между строк, если они даже не вынесены отдельно. Но все же некоторые рекомендации следует подчеркнуть:

С флегматиком -

• в группе выделять его с положительной стороны и поощрять,

• постоянно "тормошить" и выводить из состояния пассивности и безразличия,

• общаться с ним почаще, развивая его социальный интеллект, но деликатно,

• находить для него индивидуальные занятия со спокойным темпом работы,

• создавать ощущение, что он интересный человек, поддерживать доверительные отношения.





Интересы и занятия.

Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение флегматиков.

Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.


С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

















Меланхолик, по И.П.Павлову, имеет слабый тип нервной системы. У него повышенная чувствительность. Поддается чувствам. Болезненно обидчив. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Плачет тихо. Голос тихий. Редко смеется во весь голос. Мимика и движения невыразительны. Ненастойчивый и неуверенный в себе. Робкий. Малейшая трудность заставляет опускать руки. Легко утомляется и мало работоспособен. В школе очень редко поднимает руку на уроке. Неустойчивое и легкоотвлекаемое внимание. Сравнительно медленный психический темп. Трудно приспосабливается к новой обстановке. С трудом сходится с новыми людьми. Поведение и переживания определяются больше внутренними образами, чем внешними впечатлениями в силу его интровертированности. Предпочитает чтение или телевизор общению с людьми. Обладает богатым воображением. Склонен к рассуждениям. Обычно серьезно относится к принятию решений, но не заботится о практически важных вещах, так как погружен в себя и не чувствует в себе способности к выполнению требований, предъявляемых жизнью. (Каждый тип темперамента, несмотря на свою ситуативную изменчивость, задан от природы и представляет сложную систему, функционирующую по своим внутренним законам, отличным от характерных другим типам. Поэтому нельзя перестроить темперамент и навязывать со стороны нечто чуждое данному типу, а возможно только подстроиться, используя внутренние резервы этого типа темперамента.) Меланхолику, хотя его нередко называют из-за его тонкой чувствительности "совестью человечества", слишком часто достается от внешнего мира, отсюда его пессимистичность: ничего хорошего от этого грубого мира он не ждет. Зато меланхолик имеет свой богатый внутренний мир, способность к глубоким устойчивым чувствам. Эти преимущества делают меланхолика изысканно утонченным человеком. От неблагодарного окружения ему чаще достается роль порабощенного грубым партнером, страдальца или обманутого. Общение с меланхоликом требует самообладания и особенно осторожного поведения, деликатности и тактичности. Меланхолика надо основательно расшевелить, прежде чем он заговорит о своих чувствах. Необходимо постараться войти в его положение, помочь ему преодолеть свой пессимизм и поддержать веру в собственные силы. Дополнительно о меланхолике можно сказать следующее: у них относительно медленно, в сравнении с экстравертами, происходят психические процессы, при этом нелегко реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение замедляет их деятельность, а затем и вовсе может прекратить ее. В работе меланхолики кажутся сравнительно пассивными, мало заинтересованными (заинтересованность, к примеру, экстраверты связывают с сильным нервным напряжением), но это просто у них такая скорость жизни. Чувства и эмоциональные состояния у меланхолика возникают сравнительно "медленно", но отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолик легко уязвим, тяжело переносит огорчения, хотя внешне все эти переживания у него выражаются слабо. Склонен к замкнутости и одиночеству, избегает общения с малознакомыми людьми, смущается, проявляет неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у них, как говорят холерики, "тормозное" состояние. Но в привычной и спокойной обстановке меланхолики чувствуют себя спокойно и работают со своей скоростью очень продуктивно. У них легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.  В психологической характеристике рекомендации легко читаются между строк, если они даже не вынесены отдельно. Но все же некоторые рекомендации следует подчеркнуть:

С меланхоликом -

• поддерживать его, подчеркивать положительное в нем, пробуждать его интерес к окружающим,

• сводить с доброжелательными, но энергичными, сильными людьми,

• в отдельных сферах жизни можно смело опекать его, заботиться о нем, но без жесткости,

• проявлять в общении с ним доброжелательность, поощрять и подбадривать, создавать для него щадящий режим, но пресекать защитные критиканство и морализирование,

• повышать неуклонно его самооценку, развивать эстетические вкусы.


Интересы и занятия.

Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.


Общение.

Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.




Памятка для педагога по работе с подростками, проявляющими агрессивность

Общие требования:

Вовлечение в разнообразные интересные для подростка виды деятельности

Ситуации общения в группе сверстников

Условия для проявления инициативы подростка в четко обозначенных пределах дозволенного поведения

Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений

Наличие постоянного ответственного поручения в группе

Общение на равных, проявление доверия

Недопустимость использования в диалоге с агрессивными подростками бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства

Обсуждение поведения подростка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева

Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны

 Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в окружении подростка

Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов

Доверительное, основанное на общности интересов, взаимодействие подростка со  значимыми для него взрослыми

Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки, противодействие интенсивным желаниям и влечениям подростка

Лучший способ реагирования на агрессивное поведение- это сохранение спокойствия

В учебной деятельности:

Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания

Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение

Доброжелательная аргументация выставляемой оценки

Недопустимость ведения занятия в присутствии подростка в раздраженной манере, тем более адресованной ему

Во внеурочной деятельности:

Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного подростка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть

Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, физический труд

Внушение:

Отношение окружающих к подростку положительно, так как его ценят за определенные качества

Интересный собеседник, добрый человек, хороший, заботливый товарищ, верный друг

Обучение:

Самообладанию, самоконтролю

Умению отказываться от неразумных желаний, приносящих вред ему и другим

Умению понимать других

Воспитательные воздействия:

Убеждение на позитивном опыте

Предупреждение, намек, ласковый упрек

Пробуждение гуманных чувств




Памятка классному руководителю       по организации работы с родителями

1. Функции классного руководителя в работе с родителями:

          а) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-

              воспитательного процесса, организуемого школой;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей;

в) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

г) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

д) взаимодействие с общественными организациями и специалистами (общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет Школы, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник).

2. Правила индивидуальной работы с родителями:

1. Нельзя  встречаться с родителями только по поводу ЧП.

2. Найди удобное место и определи время разговора с родителями.

3. Наберись терпения выслушать.

4. Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.

5. Закончи беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а контрольными рекомендациями и советами.

6. Закончи беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.

3. Формы работы с родителями:

- референдум;

- День открытого телефона;

- День открытых дверей;

- философский стол;

- публичная лекция;

- конференция;в

- Сократовские беседы, беседы;

- лекторий;

- гостиная, круглый стол;

- диспут;

- вечер вопросов и ответов;

- открытые уроки;

- открытый классный час;

- клуб молодой семьи;

- педагогические поручения:

- переписка с родителями;

- тестирование.



Памятка учителю по работе с трудными подростками

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

классному руководителю по работе с «трудными» подростками

• Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

• В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

• Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

• Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

• 5.Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

• Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

• Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

• Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

• Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

• В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

   ПАМЯТКА  

классному руководителю (куратору) по работе с «трудными» обучающимися

• Посещение трудных учащихся на дому.

• Составить психолого-педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.

• Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.

• Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.

• Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.

 

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:

• Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.

• Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.

• В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.

• Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.

• Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.

• Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

 

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:

• педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника

• начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться

• наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса

• единство педагогических влияний школы, семьи и общества

• авторитет воспитателя в глазах подростка

• высокая педагогическая культура воспитания

• воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью

 

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:

• Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.

• При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

• В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

• Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

• Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

• В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

• Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

• Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

• Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

 Рекомендации педагогам

для повышения результативности процесса перевоспитания трудного подростка

 

Эффективность перевоспитания зависит от того, обеспечены ли необходимые для него условия:

1. Единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (педагоги, психолог, родители), нет единства требований в детском коллективе, перевоспитание невозможно.

2. Наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно. Педагогическое влияние в перевоспитании приобретает ценность именно как часть воспитательного воздействия коллектива на духовный мир подростка.

3. Наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников, взрослых, так и в собственных. Кстати, многие ученые-криминалисты связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с проблемой досуга. Это указывает на необходимость и значение целенаправленного воспитания у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.

4. Эффективностью перевоспитания и воспитания является использование школой огромных воспитательных возможностей семьи, согласованность действий учителей и родителей, стремление к общению-диалогу.

В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:

1. Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.

2. Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.

3. Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.

4. Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители.

5. Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.

6. Индивидуальный подход к трудному ученику.

 Мастерство перевоспитания включает в себя следующие составные элементы:

1. Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить совместно с психологом эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.

2. Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемое, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.

3. Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.

4. Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.

5. Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. Этот компонент педагогического мастерства особенно важен.

Перевоспитывание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути их развития. Его функции тоже разнообразны. Это, во-первых, интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников за счет устранения неблагоприятных условий и преодоление внутренних предпосылок трудновоспитуемое. Во-вторых, устранение рассогласования отношений личности и изменение ее отношений к себе, к другим и к собственной учебной деятельности. В-третьих, устранение результатов неправильного воспитания и исправление ошибок, допущенных в развитии данного ребенка. Наконец, активизация усилий самой личности на преодоление отрицательных явлений в собственном поведении.

 

Рекомендации психолога по общению с подростками:

1. Уметь выслушивать подростка.

2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений,    постараться изолировать его от лидера группы.

3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).

4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица   коллектива.

5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.

6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.

7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.

8. Общение с подростком должно  носить успокаивающий характер.

9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.

11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.

12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.

13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.

14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.

15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

Рекомендации для родителей и педагогов

для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков.

 

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов:

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

-    поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-    любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

-    форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

-    награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-    поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

-    помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

-  ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

-  если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

-    всегда учитывайте состояние ребенка;

-    не унижайте ребенка;

-    соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка; 4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением; 6) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; 7) проявление огорчения; 8) проявление умений учителя, его мастерство.

 

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

• Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

• Доверие.

• Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

• Вовлеченность в интересную деятельность.

• Пробуждение гуманных чувств.

• Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика:

1. Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

2. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы:

1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

2. Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».

3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

5. Приказание.

6. Предупреждение.

7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

8. Проявление возмущения.

Вспомогательные приемы:

1. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

 

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).

3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

5. При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.

Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

• стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

• формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

• постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

• проявление доверия к ученику;

• формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

• оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

• учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

•       преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

•       приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

•       защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

•       постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

•       формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

 

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.

Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

• учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

• обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;

• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

• воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;

• воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

• необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

• все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

• оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

• выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

• учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

• работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

• поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

• включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

• выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;

• стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

• оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

• проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;

• подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

• не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

• волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

• нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.



ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

04.09.2013

1. Завести тетрадь на трудновоспитуемого подростка. Вести дневник психолого-педагогических наблюдений. 2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий «трудными» подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости и посещаемости подростков.

4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

6. Ежедневно встречаться с подростками, изучать его микроокружение.

7. Каждую четверть заслушивать «трудных» подростков и их родителей на заседаниях классных родителей комитетов. При необходимости приглашать на Совет общественности.

8. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах, создавать «ситуацию успеха»

9. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.

10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

11. Посещать «трудного» обучающего на дому.

12. Совместно с родителями преодолевать трудности в воспитании ребенка.

13. К организации индивидуальной работы привлекать социального педагога, педагога-психолога, педагога дополнительного образования (если ребенок занимается в секциях или студиях).